Экспресс-комментарий к федеральному стандарту бухгалтерского учёта 6/2020 «Основные средства»

Приказом Минфина России от 17 сентября 2020 г. № 204н утверждён федеральный стандарт бухгалтерского учёта ФСБУ 6/2020 «Основные средства». Приказ прошёл государственную регистрацию в Минюсте России 15 октября 2020 за № 60399 и официально опубликован 16.10.2020 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Этим же приказом установлено, что ФСБУ «Основные средства» вступает в силу начиная с отчётности за 2022 год, но организации вправе использовать его уже сейчас.

Для НКО не стоит торопиться использовать стандарт немедленно, так как ряд его положений имеют полную неопределённость в практическом применении. На наш взгляд, лучше отложить ввод в собственную учётную политику правил, установленных ФСБУ «Основные средства», на 2022 год. Для этого в соответствии с п. 12 Положением по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» (ПБУ 1/2008) потребуется не позднее 31.12.2021 утвердить приказ об изменении учётной политики в связи с изменениями законодательства.

Наиболее важные новшества ФСБУ «Основные средства» сводятся к следующему:

  1. Отменяется государственная регулировка лимита для отнесения объекта к основным средствам. В соответствии с п. 5 ФСБУ «Основные средства» организация вправе установить его самостоятельно, в любом размере.
  2. В ФСБУ «Основные средства» содержится неясность по вопросу, как именно следует учитывать приобретение объектов, служащих более года, стоимость которых не превышает лимита, утверждённого организацией. В п. 5 ПБУ «Учёт основных средств» ПБУ 6/01 была закреплена норма, устанавливающая, что подобные объекты первоначально подлежат отражению на сч. 10 «Материалы», далее при поступлении в эксплуатацию их стоимость списывалась в расходы (д-т 20, 26, 86 к-т 10), а контроль за сохранностью этих объектов осуществляется во внесистемном бухгалтерском учёте. Теперь подобной ясности нет. Из текста ФСБУ (до выхода официальных разъяснений Минфина России) можно сделать вывод, что стоимость недорогих объектов со сроков службы более одного года списывается на расходы, минуя счёт учёта материальных ценностей. Например, д-т 20, 26, 86 к-т 60, 71 и т.п.
  3. Самый принципиальный момент нового стандарта – это обязанность всех без исключения организаций начислять амортизацию. С момента добровольного применения стандарта, но не позже 01.01.2022, НКО будут обязаны начислять амортизацию в бухгалтерском учёте на балансовом счёте 02 (а не на забалансовом счёте 010).

Много лет чиновники Минфина России настойчиво утверждали, что в НКО, в том числе в тех, которые занимаются приносящей доход деятельностью, нет и не может быть амортизации. Этот вопрос даже рассматривался в 2001 году Верховным судом РФ, который признал недействительными (недействующими), не влекущими правовых последствий с момента их издания отдельные пункты Приложения к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 31н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учёту» в части введения запрета на начисление амортизации в НКО (Решение Верховного Суда РФ от 23 августа 2000 г. № ГКПИ00-645). Тем не менее во всех последующих приказах Минфина России присутствовал запрет на начисление амортизации по основным средствам НКО.

Сейчас ситуация изменилась. В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» «регулирование бухгалтерского учёта осуществляется в соответствии со следующими принципами: <…> применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов».

Этим обусловлено наличие в п. 27 ФСБУ «Основные средства» требования о начислении амортизации в бухгалтерском учёте всех организаций.

В наиболее выигрышном положении оказались частные образовательные организации, которые с 2001 года и по сегодняшний день ни на мгновение не переставали начислять амортизацию в бухгалтерском учёте на счёте 02, не взирая на соответствующий запрет в ПБУ 6/01. В бухгалтерском учёте этих организаций ничего не изменится.

Ещё небольшая часть организаций продолжала начислять амортизацию в части основных средств, приобретенных за счёт приносящей доход деятельности и используемых в такой деятельности.

Остальные НКО в строгом соответствии с указаниями Минфина России начисляли по основным средствам износ на забалансовом счете 010.

Теперь всем этим организациям придется, во-первых, начислять амортизацию по ОС на счёте 02, во-вторых, принять решение, как им поступать с величиной ранее начисленной амортизации на счёте 010.

На момент подготовки настоящего комментария отсутствуют разъяснения официальных государственных органов с ответами на вопросы, поставленные в предыдущем абзаце. В этих условиях экспертное сообщество склоняется к следующим рекомендациям:

как и прежде, при приобретении за плату основных средств за счёт целевого финансирования отражать расход целевого финансирования бухгалтерской записью: д-т 86 к-т 83.

Начислять амортизацию по основным средствам, приобретенным за счёт целевых поступлений, записью д-т 83 к-т 02.

По основным средствам, принятым к учёту до даты применения организацией ФСБУ «Основные средства», сделать следующие записи: д-т 83 к-т 02 и д-т 010 на всю сумму износа, ранее начисленного по каждому конкретному основному средству.

Понятно, что никаких дальнейших записей по счету 010 быть не может.

Повторим, что после выхода официальных указаний регулятора – Минфина России рекомендации, изложенные в этой публикации, могут быть скорректированы.

2 февраля 2021 г. мы планируем провести 88-й вебинар «Новые федеральные стандарты бухгалтерского учёта в деятельности НКО: ФСБУ 5/2020 «Запасы», ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»». Эксперт:  Савкова Людмила Николаевна – генеральный директор ООО «Мета-консалтинг»Регистрация здесь.

Материал подготовлен специалистами Ассоциации «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций» (КБА НКО) в рамках проекта «Тематический ресурсный центр для НКО: налогообложение и бухгалтерский учёт» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.